Выберите раздел газеты:

 Тема номера
 Форум EG
 Интересное
 Космос
 Зона ПК
 Разработчики
 
 

Главная  >>  Зона ПК  >>  Остальное  >>  Тетрис

Тетрис

Немонго истории

Не поверю, если ты скажешь, что ни разу не играл в него. И не надо воротить нос. Тетрис существует уже более 20 лет, и проживет еще столько же, и когда твои любимые Quake 4 и Stalker канут в лету, он будет жить! Существование настоящих арен для тетрисоманов (www.tetrisarena.ru), хороший тому пример. Многие авторитетные издания считают его игрой на все времена, и благодаря нему те же авторитетные издания сколотили не один миллион долларов. Однако сейчас мало кто знает, историю его создания. В конце концов, эта игра одна из успешнейших игр, сделанных в России.

[Алексей Пажитнов] Московский Вычислительный центр при Академии наук. Вычислительный мозг страны. Здесь разрабатывались основные государственные проекты, писались программы необходимые государству. Здесь работали лучшие программисты, элита любителей кода. Среди них был и Алексей Пажитнов. Основная его работа представляла разработку систем искусственного интеллекта и распознавания речи. Но кроме научных проектов Алексей любил игры. Он не только играл в свои любимые головоломки, но и писал их, надеясь на будущую продажу в СССР.

В то время хитом ВЦ было пентамино. Тоже головоломка (нутром чую, они аркад не видели - прим. автора) Игра проста и гениальна. Собрать некоторое количество элементов, состоящих из пяти соединенных квадратиков, в заданную фигуру. Алексей Пажитнов хотел создать такой вариант игры, чтобы компьютер сам искал варианты решения, поскольку в ВЦ проводились настоящие соревнования по скорости сборки фигуры. Для начала Пажитнов написал программу, которая изменяла положение фигур, поворачивая их на 90 градусов относительно центра тяжести. В тот момент, как он вспоминал позже, он подумал, что в реальном времени это смотрелось бы потрясающе. Однако для того чтобы игра "шла" в реальном времени, требовались вычислительные ресурсы. Но мощностей тех допотопных гробиков, что стояли в ВЦ не хватало. И Пажитнов упростил головоломку, взяв фигуры, состоящие не из пяти, а из четырех квадратных элементов, что и определило название игры - тетрис от греческого tetra ("четыре"). После долгих биений над кодом, Алексея осенило. Почему бы, собственно, слегка не улучшить игру. Пусть фигуры падают с определенной скоростью вниз, а игрок укладывает их в определенном порядке. Все гениально просто! Так родилась идея, первой игры перебравшейся из СССР за океан.

[Нелегкий путь] Самая первая версия тетриса была написана, на народном русском языке программирования Паскаль, под "Электронику-60". На написание у Пажитнова, как говорит он сам, ушло около двух недель. Позже Вадим Герасимов, шестнадцатилетний школьник, портировал игру на PC. Попытки продать тетрис в СССР провалилась. Но тетрис смог покорить Страну Советов. Происходило это стремительно, через друзей и знакомых, не без помощи самого Пажитнова. Тетрис стал настоящей болезнью, в нем "зависали" прочно и надолго.

В конце 1985 года ВЦ в лице руководителя отдела, в котором работал Пажитнов, поделился копией тетриса с одной Будапештской программерской фирмой. Игра настолько понравилась Венгерским кодерам, что они портировали ее на Apple II и Commodore 64, одни из самых популярных, за рубежом, компьютеров в то время. Также они передали копию тетриса Роберту Штейну, главе британской компании "Андромеда". Штейн понял, что тетрис будет обладать огромной популярностью. Он тут же собрался ехать в СССР и выкупить права на тетрис у авторов. И уже считая себя правообладателем тетриса, он продал "еще не свои" права на игру компаниям Mirrorsoft и Spectrum Holobyte. И только спустя нескольких месяцев Роберт отправляется к реальному правообладателю в СССР. Как такое могло произойти неизвестно, но это исторический факт! "Красные" чиновники, в лучших традициях патриотизма, категорично ответили "нет". Мол, мы не продаем Родину. Штейн решил, что можно обойтись и без них, а в качестве создателей указать тех же венгерских программистов, никто не будет разбираться. В то время две компании "правообладатели" уже во всю выпускали колоритный, забитый Русской символикой тетрис. Русские березки, Красная площадь и музыка Калинка сделали свое дело - тетрис пошел большими шагами в зарубежном мире. На глазах рождается сенсация - первая игра из-за "железного занавеса"! Через некоторое время права приобрела и легендарная компания Atari. Вскоре детище гениального русского программиста Алексея Пажитнова завоевало верхние строчки топ продаж в Англии и США.

[Неизвестный гений] "А что же Пажитнов?", - спросите вы. Он так бы и остался в тени, если бы не огромная популярность тетриса и пронырливость журналистов CBS. Они узнали кто настоящий автор, и даже съездили в Москву, чтобы взять у Алексея интервью. Также стало известно, что Пажитнов не получил ни копейки (чувствую у всех гениев такая судьба - прим. автора) за свою игру, и все сделки и продажи его игры, проходят мимо него. Разразился скандал. Со Штейном начал разборки даже не сам Пажитнов, но все советское внешнеторговое объединение "Электороноргтехника". В конце концов, Штейну удалось уладить конфликт, в результате чего он все-таки стал правообладателем тетриса для выпуска его на персональных компьютерах.

[Борьба за тетрис] Вскоре тетрис перебрался и на консоли, которые становились очень популярными на западе. Пока суд да дело, Mirrorsoft продает лицензию на создание консольных версий тетриса компании Bullet-Proof Software, сотрудничающей с корпорацией Nintendo. За короткое время удается продать порядка двух миллионов картриджей для приставок Famicom. В России, разумеется, за этим особенно не следят - кому какое дело до японских игровых приставок. Nintendo собирается выпустить на рынок GameBoy, которая должна стать хитом продаж. Боссы корпорации, восхищенные огромными продажами тетриса, хотят, чтобы тетрис входил в игровой комплект GameBoy. Штейн категорически отказывает BPS, в продаже прав, потому что сам не обладает правами на выпуск тетриса для консоли. И вот президент BPS, Хэнк Роджерс, отправляется в Москву в надежнее выкупить права на издание игры для консолей. Туда же едет и Штейн, с той же целью. Картридж, который продемонстрировал Хэнк в Москве, вызвал бурю протеста - мол, ни у кого нет прав на выпуск тетриса для консолей и все это пахнет судом. Успокоил русских чиновников многомиллионный чек в счет уже проданных копий. А также многомиллионный контракт на выпуск тетриса для игровых консолей. Договор был строго оговорен. А вот Штейну, однако, не удалось уговорить русских продать ему все права на тетрис, но он смог выкупить права на выпуск тетриса для игровых автоматов.

Между тем количество проданных тетрисов - включая версии для ПК и специализированные карманные игровые устройства - исчисляется, вероятно, сотнями миллионов. Все эти сделки, как уже говорилось, прошли мимо Пажитнова. Он не заработал не копейки. Ходят слухи, что государство лишь обеспечило его квартирой и 286 компьютером. Впрочем, говорить о том, что автор тетриса претерпевал лишения, было бы преувеличением - по советским меркам жизнь Алексея выглядела вполне благополучной.

[Момент истины] В марте 1989 г. Роджерс вновь в Москве, куда следом за ним главный исполнительный директор американского отделения Nintendo Ховард Линкольн. В "Электроноргтехнике" их заверяют, что если тема тетриса всплывет в судебном разбирательстве между Atari и Nintendo, то в Nintendo могут рассчитывать на "помощь Москвы".

Nintendo официально уведомляет Atari, что у той нет прав на легальный выпуск тетриса для Nintendo Entertainment System. Лишь две недели спустя Tengen подаст заявку на получение авторских прав на этот продукт. Роберт Максвелл в ярости - позиции Mirrorsoft и Atari нужно срочно укреплять. Связи Максвелла обширны - недаром его в то время называли "вероятно, не только советским агентом". Правительства Великобритании и СССР вступают в диалог с магнатом. Из Москвы Максвеллу приходит уверение в том, что ему "не нужно беспокоиться по поводу японской компании". Некоторые источники и по сей день уверены, что сообщение было послано лично Михаилом Горбачевым.

В апреле Линкольн еще раз прилетает в Москву и убеждается в том, что "Электроноргтехника" не желает уступать властным структурам. В мае выходит тетрис для Nintendo Entertainment System от Tengen. В июне начинаются слушания по делу Nintendo против Tengen и Atari Games. 15 июня судья Ферн Смит принимает решение в пользу Nintendo - Tengen запрещены производство и продажа тетриса. Проходит еще немного времени, и Nintendo выпускает Game Boy, в комплект поставки которого, конечно же, входит тетрис.

[Эпилог] В 1988 году при поддержке Роджерса Пажитнов организовывает компанию AnimaTek, а в 1991-м вместе с ней переезжает в США. Несмотря на относительную неизвестность этой компании, многие игроки сталкивались с результатами ее трудов: разработки AnimaTek применены, например, в известной стратегии Age of Empires от Microsoft, а также Final Fantasy Tactics и WarZone 2100. Роджерс тем временем почти полностью переключился на получение доходов от тетриса, организовав сначала компанию Blue Planet Software, а затем - компанию Tetris.

В 1996 году Алексею предложили работу в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora's Box, получивший несколько престижных наград, и особо подчеркнув, что во главе стоял "тот самый" создатель тетриса. Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается

[Это интересно] В 1989 году на ежегодной церемонии награждения лучших программ, тетрис обошел десятки лучших американских игр и получил четыре награды: "Лучшая динамическая и стратегическая программа", "Лучшая оригинальная игровая разработка", "Лучшая развлекательная программа" и "Лучшее потребительское ПО". Нам есть, чем гордиться, до этого ни одной игре не удавалось достичь такого признания.


Спасибо за внимание с вами был .


RN project, 2007

Ноябрь 2007

Сайт управляется системой uCoz