Выберите раздел газеты:

 Тема номера
 Форум EG
 Интересное
 Космос
 Зона ПК
 Разработчики
 
 

Главная  >>  Интересное  >>  Нестандартное мышление

Нестандартное мышление

Развивайте логику


Если влом читать урок - переходите сразу к тестирующей части.


  • Введение

"Нестандартное мышление" ("НМ") играет большую роль в нашей жизни. Достаточно сказать, что именно с его помощью мы решаем так называемые нестандартные задачи, непрерывно возникающие в быту и бизнесе. Более того, "НМ" позволяет нам справиться, казалось бы, с неразрешимыми проблемами общественного и даже международного развития нашей высокодинамичной цивилизации.

На конкретных примерах вы убедитесь, насколько вам под силу решать занимательные головоломки, обретете необходимый интеллектуальный опыт и станете еще умнее.

"НМ" не является каким-то "темным" или колдовским искусством; оно присуще каждому человеку, но до поры спрятано" в извилинах нашего головного мозга. Его можно извлечь оттуда, развить и "отточить" в ходе непредубежденного исследования возникшей проблемы. В каждой главе имеются упражнения, которые помогут вам протестировать себя.

Система подсчета баллов и выведения итоговой оценки (которая приводится в конце каждой главы), вообще говоря, не претендует на абсолютную точность. Она, скорее, является руководством к действию, определяющим правильность выбранного вами направления, вашего хода мыслей. Естественно, не исключен и элемент простой удачи, когда один читатель легко находит решение, а другого задача ставит в тупик. Результирующая оценка базируется на подсчете баллов за решение пяти головоломок. Конечно, это, как говорят в статистике, слишком малая "выборка", чтобы дать информацию об истинном положении вещей. Однако этого вполне достаточно, чтобы арбитр оценил ваши способности в разгадывании головоломок в течение вполне приемлемого времени.

Итак, в путь! Хорошего вам ГОЛОВОЛОМАНИЯ!


  • Потребность в "нестандартном мышлении"

Пример из глубины веков

Древние греки создали великолепную цивилизацию. Они прославили человечество в самых разных областях: от философии до спорта. Их, пережившая века архитектура - бо-жественные храмы и гражданские здания - до сих пор вызывает у нас восхищение. Но вот в чем "заковырка": во всех древнегреческих архитектурных сооружениях отсутствует такой важный строительный элемент как "арка". Архитектура Древней Греции, как впрочем, и Древнего Египта, инков и ацтеков была основана на различных комбинациях колонн прямоугольного сечения и поддерживающих балках. Надо сказать, такой принцип возведения архитектурных сооружений ограничивает их геометрические размеры, длину и ширину пролетов и вообще открытых пространств. Причина очевидна: конструкции не хватает механической прочности.

Изобретение арки изменило архитектуру полностью. Как это случилось? Наверное, впервые какому-то каменщику пришло в голову использовать в качестве строительно-монтажной конструкции груду камней. Но не простых, а обточенных, имеющих клинообразную форму. Каждый из них плотно подгонялся друг к другу. Отпала надобность в приготовлении известкового или иного связующего раствора. Родилась строительная конструкция, обладающая гораздо большей прочностью и устойчивостью, чем традиционные колонны, несущие опорные балки. В результате появились величественные здания, наполненные светом открытые пространства, поражающие необычайной легкостью и воздушностью.

Хотя древние греки знали о существовании такого строительного элемента как "арка", ее впервые ввели в архитектуру римляне.

Это дало им возможность возводить огромные, поражающие нас и ныне архитектурные шедевры, грациозные акведуки, величественные соборы с куполами и устремленными ввысь сводами. Несомненно, неизвестный каменщик, сложивший первую арку, обладал нестандартным мышлением. Это был настоящий прорыв в практике архитектуры, подаривший человечеству здания принципиально иной конструкции.

Что такое нестандартное мышление?

Термин "НМ" предложил Эдвард Боно с целью описать тип мышления, отличный от "нормального", традиционного. Обычно наш мыслительный процесс называют "вертикальным" ("сверху вниз"). Мы как бы движемся вперед последовательно, "вдоль" хорошо знакомых "линий", используя опыт и допущения, знакомые нам из уже встречавшихся жизненных ситуаций. На каждой стадии мыслительного процесса мы строим определенную логическую цепочку, выручавшую нас прежде. Мы в полной уверенности, что и на сей раз она не подведет.

Однако бывает так, что не дававший ранее сбоев логический аппарат рационального (так, по крайней мере, нам кажется) мышления нас больше не может удовлетворить. Он наталкивается на ограничения. Их можно обойти, лишь отказавших от сделанных ранее допущений путем взгляда на проблему под совершенно иным ракурсом, так сказать "сбоку". Обычное мышление архитекторов Древней Греции, исходило из того, что размеры храмов ограничиваются механической прочностью прямолинейных колонн и несущих балок. Потребовался совершенно иной дизайн - криволинейных арок, чтобы побиться вполне реального прогресса в архитектуре.

Еще один пример. Древних римлян очень ограничивала используемая ими система счисления. В ней девятка представлялась как IX, а число "шестнадцать" как XVI. Для простых арифметических вычислений данная система счисления была вполне приемлемой. А вот при умножении больших чи-сел, возведении в степень, делении дробей она оказывалась чересчур сложной, а то и давала сбой. Система счисления, выручившая римлян, пришла из Арабской цивилизации. Эта система строилась на совершенно иной математической концепции и вводила радикально новую идею - включение в числа специального знака - НУЛЯ (рассматриваемого как число). Последний совершенно отсутствовал у римлян для обозначения даже огромных чисел. Арабы же дали нам систему счисления, которая легко и просто записывала любые числа: О, 10,100,1000 ну и так далее. Почти все дальнейшее развитие западной математики, да и вообще науки и инженерного дела, зависело от этого изменения. Как это ни парадоксально звучит, арабский мир наибольший вклад внес в нашу науку малюсеньким символом - знаком 0! Простая адаптация римской системы счисления, безотказно действующая (до поры до времени) на огромных просторах Римской империи, ничего не давала. И вновь на помощь пришло "НМ". Именно оно стимулировало дальнейший научно-технический прогресс.

В начале XIX столетия люди еще верили, что быстрота их передвижения зависит только от впряженных в экипаж лошадей. Продолжалась неутомимая селекция и выращивание породистых скакунов, совершенствовалась и ходовая часть экипажей. Однако никакие усилия инженеров-меха-ников, ни вдохновенный труд специалистов в сфере коневодства не обеспечили прорыва человечества в скорости передвижения. Он произошел только после изобретения паровой машины, а затем и двигателя внутреннего сгорания.

В силу инерции человеческого мышления нам сподручнее пользоваться уже многократно проверенными методами, "катить по наезженной дороге". Всякая переоценка достигнутого и "переконструирование" сложившихся стереотипов - для нас целая проблема. Все до единого полагали, что Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Все. Пока не родился Коперник. В 1543 году он задался вопросом: "А что если посмотреть на окружающий нас мир (Вселенную) под другим, непривычным для "въевшегося в плоть и кровь" углом зрения? Что если в самый центр мироздания поместить не Землю, а Солнце?" Длительные размышления Коперника об этом позволили ему сконструировать гораздо более реалистичную модель всей Солнечной системы, когда Земля как рядовая планета обращается вокруг Солнца (а не наоборот).

В начале XX столетия Альберт Эйнштейн поступил аналогичным образом. Он задал себе ставший впоследствии знаменитым вопрос: "Как бы выглядел мир, если бы я вздумал "прокатиться" на луче света?" Мир действительно стал бы иным. Эйнштейну удалось строго математически показать, что наши представления об абсолютности пространства и времени являются неточными. Они ОТНОСИТЕЛЬНЫ, поскольку надо обязательно учитывать позицию наблюдателя. К примеру, пусть один из близнецов останется на Земле, а другой сядет в высокоскоростную ракету и отправится в космическое путешествие. Вернувшись, он обнаружил бы, что оставшийся на Земле брат стал старше его.

Не следует думать, что "НМ" - удел только архитекторов, высокообразованных ученых и изобретателей. Нет, оно подвластно и рядовым гражданам, которые могут применить его в самых различных областях человеческой деятельности, скажем, в бизнесе. Сейчас словом "супермаркет" не удивишь. А ведь было время, когда сама идея их создания считалась ультрарадикальной. До столь знаменательного события все магазины работали по одному, казалось, навсегда заведенному принципу: "Продавец должен лично обслужить покупателя". Большинство тогдашних магазинов были невелики по объему дневной выручки и предлагали ограниченный ассортимент товаров. Человека, который революционизировал идею "купли-продажи", звали Майкл Каллен. Именно он в 1930 году создал первый в мире супермаркет. Его концепция "Ходи по кругу и обслужи самого себя" позволила резко расширить ассортимент продаваемых товаров. Последствия нововведения оказались огромны. Тысячи мелких лавочников были изгнаны из бизнеса. Их вытеснили крупные бизнесмены - владельцы сияющих рекламными огнями универсальных магазинов, предлагающих покупателю "все, что душе угодно" и работающих по принципу самообслуживания. Роскошные многоэтажные шоппинг-центры заменили собой выстроившиеся в шеренгу невзрачные магазинчики ширпотреба.

Мы можем применять методы "НМ" в самых различных сферах человеческой деятельности - не только в бизнесе, но и в образовании, социальной сфере, в том числе внутри каждой семьи. Всякий раз, когда оказываются недостаточными обычные методы решения вполне конкретной проблемы, следует попробовать применить метод "НМ". Это позволяет реализовать новые подходы и в конце концов принять свежее решение.

Книга насыщена примерами того, как внимательно и осторожно следует подходить к изменению точки зрения на исследуемую проблему. По существу, все они являются хорошими иллюстрациями методологии выбора "НМ": необычных идей и решений. Это настоящий тренаж для любознательного читателя, вознамерившегося повысить свой интеллект. В заключительной главе вкратце подводятся итоги периодизации процесса "НМ": выбор, проверка и реализация новой идеи. Одновременно внимание читателя акцентируется и на поиске иных, еще более перспективных методов "НМ".


  • Тестирующие допущения

Когда допускается слишком много

В целом ряде жизненных ситуаций мы принимаем решение на основе явно или неявно сделанных допущений. Причем этих допущений мы делаем, как правило, очень много, под-час неоправданно много. Почему так происходит? Психологи утверждают, что мы автоматически переносим свой Опыт реагирования на вполне конкретную (когда-то проис-ходившую в нашей жизни) ситуацию на все другие ПОХОЖИЕ ситуации.

Иными словами, мы делаем допущение, что нынешняя ситуация в общем-то адекватна той, с которой мы уже встречались. Скажем, на лесной тропинке мы повстречались с греющейся на солнышке ярко раскрашенной змеей. Срабатывает условный рефлекс: берегись! И мы резко меняем свой маршрут. Почти рефлекторно мы делаем важное допущение: "Змея ядовита". В реальных условиях это может быть совсем не так. Но сделанное допущение переводит, вообще говоря, неопределенную ситуацию в ситуацию наименьшего риска.

В данном случае мы просто "перестраховались". Однако есть много случаев, когда вполне, казалось бы, естественное допущение о том, что грядущая ситуация в общем-то будет мало отличаться от тех, которые при аналогичных условиях происходили в прошлом, чревато ошибкой и даже становится опасным.

Вот наглядный пример. В 30-х годах прошлого века Генеральные штабы ведущих стран Западной Европы - Англии и Франции - предвидели скорую агрессию Германии, недовольную унизительными условиями Версальского мирного договора. Высокопоставленные военные полагали, что новая война будет похожа на Первую мировую, только вестись будет с помощью более совершенных технических средств. Поэтому Франция, опасаясь грядущей фронтальной атаки немцев, в спешном порядке стала возводить внушительные фортификационные сооружения вдоль франко-германской границы. Эти оборонительные сооружения получили название "Линии Мажино". Как показал ход дальнейших событий, решение, принятое Генштабом Франции, оказалось неверным. Германское верховное командование разработало принципиально новую военную доктрину, известную как "блицкриг". Используя элементы уже знакомого нам "НМ", немцы отказались от фронтальной атаки на Париж, а совершили маневр в обход "Линии Мажино" ~ оккупировали соседей Франции -Голландию и Бельгию. Быстроходные бронетанковые дивизии Вермахта вторглись в незащищенный сектор французской территории. Вскоре Франция капитулировала.

Изобретатель радиотелеграфа Маркони наталкивался на противодействие не только бизнесменов, но и специалистов, с недоверием относившихся к разработанной им теории радиосвязи и ее приложениям. В 1901 году Маркони предложил осуществить пробную радиосвязь между двумя континента ми (Америкой и Европой) через Атлантический океан. Эксперты откровенно осмеяли эту идею. Довод их был прост: Земля имеет форму шара, а радиоволны не могут распространяться по криволинейной траектории. Накопленный к тому времени опыт ведения радиосвязи да и элементарная логика-все это говорило отнюдь не в пользу Маркони. Однако доводы экспертов были посрамлены, когда посланный из Англии радиосигнал был успешно принят в Канаде. Эксперты не учли воздействия электрически заряженного слоя ионосферы, которая отразила радиолуч назад к Земле.

Североамериканские индейцы, незнакомые с коневодством и впервые в жизни увидевшие ехавшего верхом на лошади "белого человека", были поражены. Они подумали, что к ним направляется неведомое сказочное животное: с двумя головами, двумя руками и четырьмя ногами.

Старинная загадка, которой любили забавляться наши предки, звучит так: "Слепой нищий человек имел брата, который умер. В каких родственных отношениях находился данный человек с умершим братом?"

Спросите десяток людей, и все они в один голос ответят: "Был братом умершего*. Правильный же ответ: "Была сестрой*. Эта загадка, как и много других, ей подобных, основана на неверном допущении читателя или слушателя: "Слепой человек должен обязательно быть мужчиной".

Когда допущения ослепляют

Некоторые считают, что человек прибегает к допущениям из-за своей лени. Мол, он просто из экономии времени считает, что возникшая ситуация имеет много общего с ситуацией, с которой он неоднократно встречался. Действительно, мы получаем некоторый выигрыш во времени, ибо не проверяем все сопутствующие ситуации детали, а "берем быка за рога" и сразу "привязываемся" к когда-то оправдавшемуся умозаключению. Недостаток: неизбежно остаются в тени нюансы, определяющие своеобразие сложившейся ситуации. И как следствие, становятся недоступными другие варианты ("опции"), что нередко приводит к ошибочному решению.

Мы часто смело идем вперед по звеньям проторенной логической цепочки, не ведая о том, что стали жертвой двусмысленности (из-за неправильного ее истолкования). Однажды вступив на этот путь, очень сложно вернуться назад в своих рассуждениях и выявить допущенную ошибку. Наглядный пример тому - старинная загадка "Слепой нищий человек". Изначально предположив (т.е. сделав допущение), что "Человек - это мужчина", мы неизбежно приходим к выводу, оказывающемуся неверным.

Попытаемся решить ешё одну логическую загадку. В вашем кармане ровно 101 доллар. Две банкноты и никакой мелочи. Одна из банкнот не является однодолларовой. Что за банкноты находятся в кармане?

Как ни странно, большинство людей долго бьются над разгадкой. Они теряются, столкнувшись с двусмысленностью. Их смущает выражение "одна из банкнот не является однодолларовой". Сказано абсолютно точно - это стодолларовая купюра. Таким образом, решение проще простого: это однодолларовая и стодолларовая купюры.

Не следует думать, что двусмысленности встречаются только в головоломках. Нет, они преследуют нас на протяжении всей жизни. Всякий раз, когда некто своими словами ставит нас в непростую ситуацию, мы лихорадочно начинаем искать в сказанном какой-то потаенный смысл и делать далеко идущие допущения как об этом "некто", так и о "подтексте" сказанного.

Сравнительно легко неверно истолковать любую двусмысленность и стать жертвой предвзятой точки зрения. Поэтому, "ухватившись* за приглянувшуюся мысль, мы приходим к неверному умозаключению. Причина же только в одном - в нашем исходном неправильном допущении.

Отсюда крайне важно в процессе суждения о поступках той или иной персоны или принятия решения в конфликтной ситуации (с далеко идущими серьезными выводами) тщательно проверить сделанные нами допущения. И узнать, какие из них действительно обоснованы, а какие вызывают сомнение. Только в этом случае мы вовремя выявим "подводные камни", ведущие к неверному истолкованию двусмысленности.

Вернемся к ситуации со змеей, которая вызвала у нас рефлекторное чувство опасности. Недавно в западных СМИ появилось сообщение об оригинальном способе похищения автомобилей. Дело происходило в Бразилии, в одном из ее мегаполисов. Когда автомобили, повинуясь сигналу светофора, замирали у перекрестка, подбегал злоумышленник и забрасывал в кабину совершенно безопасную змею. Охваченный ужасом водитель выпрыгивал из автомобиля и стремительно удалялся на приличное расстояние. Автомобильный вор преспокойно усаживался за руль и "давал по газам"! Он с пользой для себя эксплуатировал тот факт, что люди все непонятное считают опасным: невесть откуда появившаяся в салоне змея обязательно является ядовитой.

Принимаясь за разгадывание головоломок, будьте очень внимательны, когда делаете какие-то предположения и допущения. Используйте метод самопроверки: задайте себе несложные вопросы, касающиеся сделанного допущения. Переформулируйте саму головоломку так, чтобы выявить допущенные неточности. Большинство головоломок, собранных в этой книжке, легко разгадывается, если вы устраните сделанные некорректно допущения. Правда, сделать это на практике удается не всегда...


  • Тест на интеллект

1.1. Дочь секретаря

(50 баллов)

Женщина решила навестить своего банковского агента и взяла с собой юную дочь. Банковский агент сказал, что дочь может подождать у его секретаря в приемной на время встречи. Когда женщина и ее дочь ушли, секретарь повернулся к банковскому агенту и сказал: "Эта девушка-моя дочь". Как это может быть?


1.2. Пицца

(50 баллов)

Мужчина пришел в пиццерию. Он заказал "на вынос" одну пиццу с сыром, томатами и двойными анчоусами, одну хрустящую пиццу со спаржей, сыром и тунцом, одну специальную домашнюю с сыром "экстра", две порции диетической колы со льдом, воду и апельсиновый сок. Женщина, стояв-шая за стойкой, обслужила его и потом спросила: "Вы - офицер полиции, не так ли?" Мужчина действительно был офицером в штатском. Он никогда раньше не был в этой пиццерии, а женщина не знала его и никогда раньше не видела. Как же она могла узнать его профессию?


1.3. Загадка рыбаков

(50 баллов)

Старая загадка рассказывает о двух рыбаках, которые вернулись однажды домой и высказали следующее: "То, что мы поймали, мы выкинули прочь. То, что мы не смогли поймать, мы сохранили". Что они имели в виду?


1.4. Парадокс парикмахера

(50 баллов)

В одном из городов Древней Греции существовал закон, гласящий: "Все мужчины должны быть начисто выбриты, причем ни один мужчина не может бриться сам". Единственным человеком, которому разрешалось брить людей, был квалифицированный сорока лет от роду городской па-рикмахер. В городе имелся только один парикмахер. А кто брил парикмахера, связанного тем же законом?


1.5. Позднее появление

(60 баллов)

Отец разговаривает со своей дочерью-подростком: "Ты появилась очень поздно, в три часа ночи, и заставила нас с мамой не спать и волноваться. Я не хочу, чтобы такое повторилось". "Но папа, - возразила девочка, - Я никогда не смогу это повторить". Что она имела в виду?


1.6. Посмотреть этот фильм

(60 баллов)

Хью никогда не смотрел фильм "Лучший стрелок". Тем не менее, он слышал хорошие отзывы о фильме и был рад, что фильм должны были показать на борту самолета. После ланча показали фильм, но Хью даже не побеспокоился о том, чтобы посмотреть его, несмотря на то, что ему хорошо был виден экран, а звук и изображение были отличными. Почему?


1.7. Кабина

(70 баллов)

В горах обнаружена кабина. Снаружи лежат три мертвых человека. Кабина закрыта изнутри, и нет никаких следов борьбы или применения оружия. Что же произошло?


1.8. Жестокий срез

(70 баллов)

Мужчина преднамеренно отрезал себе несколько пальцев и одно ухо. Почему?


1.9. Смерть от треугольников

(70 баллов)

Мужчина был найден застреленным насмерть около бара. Вокруг него лежали 52 треугольника. Что бы это значило?


1.10. Солдат

(70 баллов)

Во время Второй мировой войны в ходе боя немцы освободили одного из своих соотечественников, которого взяли в плен русские партизаны. Он поприветствовал .своих освободителей, затем попросил ружье и застрелился. Почему?


1.11. Птица

(70 баллов)

Мужчина увидел на дереве в собственном саду птицу и сразу по-нял> что потерял что-то очень важное для себя. Что же это было?


1.12. Менеджер байка

(70 баллов)

Однажды менеджер по пути следования на работу, надел маску. Почему?


1.13. Рыба

(80 баллов)

Мужчина увидел рыбу и застрелился. Почему?


  • Подсказки

Каждая обходится в 10 штрафных баллов.


1.1. Дочь секретаря

1. Не надо привлекать приемных родителей или бабушек с дедушками. Девочка была дочерью секретаря и женщины, приходившей к агенту. Это все, что надо знать.


1.2. Пицца

1. По внешности, речи или манерам нельзя было определить, что он офицер полиции. Ассистент понял это из его заказа.
2. Ассистент слышал этот заказ раньше.


1.3. Загадка рыбаков

1. Они говорили не о рыбе. Но они говорили о других существах, которые были нежелательны.


1.4. Парадокс парикмахера

1. Парикмахер не нарушал закона. На его лице не было ни усов, ни бороды, но это лицо не было выбрито парикмахером.


1.5. Позднее появление

1. Все утверждения верны. Отец не был зол. Он просто поддразнивал дочь. То, что сделала девочка, могло произойти только один раз.
2. Сделанные утверждения не относятся к предыдущей или любой предшествующей ночи.


1.6. Посмотреть этот фильм

1. Он хотел посмотреть этот фильм, когда поднялся на борт самолета, а не во время показа фильма после ланча. Никто не рассказывал ему сюжет фильма. У него не было никакого особо интересного занятия поле ланча. Он прекрасно видел экран.
2. Это не имеет никакого отношения ни к ланчу, ни к самолету, ни к кому бы то ни было на борту. Все дело во времени показа.
3. Он уже смотрел фильм.


1.7. Кабина

1. Все трое умерли в одно время. Их смерти были случайны.
2. Они узнали, что должны умереть, незадолго перед смертью. Они умерли, потому, что были в кабине. Если бы они выбрались из кабины тремя часами раньше, они остались бы живы. Если бы они выбрались из кабины тремя минутами раньше, они бы также умерли.


1.8. Жестокий срез

1. Он сделал это преднамеренно, чтобы обмануть определенных людей.
2. Мужчина был арестован в тот момент, когда он сделал это.


1.9. Смерть от треугольников

1. Число 52 является мистическим.
2. Он играл в очень рискованную игру.


1.10. Солдат

1. Он застрелился, потому что не смог бы жить со знанием того, что с ним произошло.
2. У него была собственная винтовка, но к ней не было патронов.


1.11. Птица

1. Птица была большая, но не особенно редкая. Зато вид птицы очень важен.
2. Птица взяла то, что он потерял, но он не мог получить это обратно. То, что он потерял, было недавно куплено им за весьма внушительную сумму.


1.12. Менеджер банка

1. У него был очень длинный путь на работу.
2. Он не пытался ничего спрятать. Он пытался просто кое-что исключить, но не совсем то, чем вы дышите.


1.13.Рыба

1. Рыбу ему послали.
2. Рыба была сигналом.
3. Он знал, что приговорен к смерти.


  • Подсчет баллов

Сложите баллы, решив первые пять головоломок. Затем оцените свой интеллект, руководствуясь следующим:


Класс "А": свыше 250 баллов - великолепный результат

Вы хорошо воспринимаете информацию и имеете развитое воображение. Более того, вы способны анализировать свои предположения и отсеивать худшие из них. Это поможет вам и в дальнейшем справиться с новыми ситуациями, подходя к ним с творческих позиций, предлагая новые едце более эффективные решения.


Класс "В": 201-250 очков - хороший результат

У вас лучше развито воображение, чем у большинства людей. Вы обладаете гибким мышлением, но вы слишком долго выстраиваете цепь предположений. Теперь, когда вы убе-дились, что неправильные предположения могут заслонять от вас некоторые ситуации, вы должны сфокусировать свое внимание на проверке основных идей, необходимых для решения проблем.


Класс "С": 141--200 очков - средний результат

Как и большинство людей, вы склонны воспринимать стоящие проблемы с некоторым предубеждением, что порой препятствует нахождению нового и эффективного решения. Постарайтесь быть более открытым, легко приспосабливаться и принимать новые идеи. Еще раз посмотрите головоломки, которые показались вам наиболее сложными и проанализируйте, что мешало правильному ответу. Возможно, вы обнаружите новый подход к проблеме, поймете, почему выстраивали свои предположения слишком долго.


Класс "О": менее 140 очков - результат ниже среднего

Вам необходимо немножко расслабиться и быть более гибким для преодоления возникающих проблем. Но опять же вернитесь к головоломкам, которые показались вам наиболее сложными и так же проанализируйте, что помешало правильному ответу. Если вам сложно думать над конкретными деталями решения, не отчаивайтесь - вам поможет следующая глава. Если вы упорно придерживаетесь своих первоначальных предположений при решении каждой головоломки, тогда это явный знак того, что вам необходимо быть более гибким. Будьте готовы перепроверять все то, что вы принимали на веру в анализируемой проблемной ситуации.


Вот и всё на этот раз, до следующего выпуска! С вами был .


RN project, 2007

Ноябрь 2007

Сайт управляется системой uCoz