Выберите раздел газеты:

 Тема номера
 Форум EG
 Интересное
 Космос
 Зона ПК
 Разработчики
 
 

Главная  >>  Интересное  >>  Музыка

В этом подразделе находится урок по созданию музыки. Учитесь создавать!
Редактор: NiKiNiT


FL Studio

Музмейкерство

Итак, в прошлый раз мы с вами поговорили о музыке, о ее основах. Подобрали для себя наиболее удобную и качественную программу для знакомства со сферой написания музыки. И, как и обещал, эту статью посвящаю помощи новичкам в этом нелегком деле. Сегодня я помогу вам создать ваш первый музыкальный проект на примере FL Studio.


  • Что же такое FL Studio?

Fruity Loops Studio - наиболее популярное средство создания современной музыки. С помощью этой программы можно реализовать все основные операции, необходимые для создания музыкальной композиции: записать аккомпанемент, используя встроенные или подключаемые синтезаторы (VST-инструменты); выполнить запись с микрофона; преобразовать спектр и динамический диапазон аудиосигнала, обработать его эффектами (применяя встроенные и подключаемые DX- и VST-плагины); свести композицию в стереофоническом формате. Музыкальную информацию в FL Studio можно представлять в формах, традиционных для профессиональных виртуальных студий (например, в виде отпечатков клавиш и графиков-огибающих). Программа FL Studio позволяет в полной мере использовать DX- и VST-плагины (эффекты и обработки) и DX- и VST-инструменты (виртуальные синтезаторы, сэмплеры). К ней на правах клиента можно подключать ReWire-приложения. В свою очередь, FL Studio можно подключать к другим музыкальным редакторам (хостам) в качестве VST- или DX-плагина либо в качестве Re-Wire-клиента.

Хотя, в FL Studio есть и плохие черты (их, слава Богу, мало). Вроде бы, в ней есть такие элементы, как пошаговый секвенсор и плей-лист. Но ведь есть и другие формы представления и редактирования музыки, например "редактор отпечатков клавиш". Здесь-то и возникает неоднозначность в структуре композиции, сформированной разными средствами, в чем-то дублирующими друг друга. От этого логика построения и функционирования FL Studio довольно запутанная. Поэтому, как очень часто бывает, человек, запустивший в первый раз эту программу, просто "теряется" в ней и в скором времени забрасывает это дело. Да, действительно, разобраться в ней трудно. Но, как только поймешь всю суть работы в ней, писать музыку в FL Studio становится одно удовольствие.


  • Окна FL Studio.

Итак, перед вами открыта программа FL Studio. В середине экрана находится окошечко, там четыре строчки: "Kick", "Clap", "HiHat", "Snare" (это инструменты). Это окошечко называется Step sequencer, здесь осуществляется редактирование паттерна. Паттерн - базовый логический элемент проекта FL Studio. Паттерн представляет собою последовательность запрограммированных шагов. Каждому шагу соответствует своя кнопка (кирпичик), эти кнопки находятся справа от названия инструмента. Если эта кнопка включена - на данном шаге звук будет воспроизводиться. Если кнопка выключена - на данном шаге звук воспроизводиться не будет. Если звук мелодический, то для него можно задать нужную ноту. Кроме этого, для каждого шага паттерна можно задать целый ряд параметров, определяющих высоту тона и тембр звука. Всего в проекте может быть до 999 паттернов.

В правой части экрана находится окошко под названием Playlist - редактор композиции, то есть редактор всего трека в целом. Здесь вы будете собирать композицию из паттернов, словно из кирпичиков. Редактор композиции представляет собой координатное поле, подобное полю в игре "морской бой". Горизонтальная ось - ось музыкального времени, измеряемого в тактах\долях\тиках. Длина паттерна кратна целому количеству тактов. Вертикальная ось - ось паттернов, отличаемых друг от друга по номерам. Например, если в клетке с координатами 7:01:000 x Pattern 10 нарисовать квадратик (или кирпичик), то это будет означать, что, начиная с седьмого такта композиции, будет воспроизводиться десятый паттерн. В окне редактора композиции имеется секция, предназначенная для размещения аудиоклипов. То есть свою композицию вы можете собирать не только из кирпичиков-паттернов, но и из сэмплов (включая партии вокала).Для записи и редактирования сэмплов в FL Studio имеется редактор WaveEditor.

В левой части экрана находится окошко Browser. Опишу основные его разделы:
1. Channel presets - как следует из названия, здесь находятся пресеты к разного рода каналам. Канал - обеспечивает передачу управляющей информации конкретному генератору и передачу синтезированного сигнала от генератора в микшер FL Studio. При добавлении нового генератора в проект создается соответствующий ему канал. Для каждого канала можно задать панораму, громкость и другие параметры синтеза.
2. Misc - различные звуковые файлы, используемые уже готовыми проектами FL Studio.
3. Packs - здесь находятся различного рода звуки, инструменты.
4. Plugin Presets - здесь находятся пресеты (готовая настройка плагина) к плагинам, встроенных в FL Studio.
5. Projects - готовые проекты.
Ну, и вверху экрана - панель инструментов.


  • Создание первого шедевра.

Итак, приступим к делу. Для начала, нужно задать темп нашей композиции. Делается это в окошке, под которым написано Tempo. Сейчас там стоит 140.000. Чтобы изменить темп, просто нажмите и держите левую кнопку мыши на этом окошке и ведите вверх (увеличить темп) или вниз (уменьшить темп). Темп выставили, теперь работаем с паттерном. Слева от кнопки Play (черная стрелочка, указывающая направо) есть два маленьких квадратика: Pat и Song. При выборе первого, дается возможность редактировать паттерн, при воспроизведении будет проигрываться исключительно данный паттерн. При выборе Song дается возможность редактировать саму композицию (в окне Playlist), при воспроизведении будет проигрываться вся композиция в целом. Убедитесь, что нажат квадратик напротив Pat, так как сейчас мы будем работать с паттерном. Сначала мы запишем простенькую мелодию (кстати, намного легче писать музыку, если у вас есть MIDI-клавиатура, но пока мы разберем способ написания композиции без MIDI-клавиатуры). В окошке Browser нажимаем на Packs, там выбираем Sytrus, теперь нажимаем на Piano, и находим там Piano - Chorus ep 2. Нажимаем на этот инструмент и переносим в окно редактирования паттерна, чуть ниже строчки Snare. Как видите, у нас появилась новая строчка с названием Piano - Chorus ep 2. Нажмите на название этой строчки правой кнопкой мыши и выберете Piano Roll. Перед вами открылось окно-редактор отпечатков клавиш Piano Roll. Верхняя часть окна - сами отпечатки клавиш, нижняя часть - настройка отпечатков (изменение громкости, например). Можете попробовать сами сочинить простенькую мелодию, хотя сейчас лучше воспользоваться моим примером (см. рисунок 1). Чтобы "нарисовать" ноту в этом редакторе, выберете на панели инструментов этого окошка значок карандаша. Чтобы выделить ноту и удленить\укоротить ее, нажмите на значок с квадратиком. Так, мелодия есть. Теперь надо сделать ударники. Выбирайте второй паттерн (окошечко возле того, где мы выставляли темп). Теперь в окошечке Browser идите в Packs->Dance, там выбирайте DNC_Snare_3 и переносите этот инструмент в редактор паттернов на строчку Snare. Теперь нужно отбить ритм. Делаем так: в строчке Kick нажимаем на 1, 4, 7 и 11 кирпичик. В строчке HiHat нажимаем на квадратики через одну. И в строчке DNC_Snare_3 нажимаем на 5 и 13 кирпичик. У вас должно получиться так (см. рисунок 2). Все, у нас есть мелодия и ритм. Надо их соединить, чтобы получилась цельная композиция. Для этого, там, где вы нажимали на квадратик Pat (возле Play), нажмите на квадратик напротив Song. Теперь переходим к Playlist. Работа здесь очень похожа на ту, что мы делали в Piano Roll. Выберите карандашик на панели инструментов в окне Playlist. Напротив Pattern 1 поставьте кирпичик (просто нажмите на строчку Pattern 1) и ведите его налево, пока он не упрется. То же самое сделайте и с Pattern 2. Если вы все правильно сделали, то вы увидите, что Pattern 1 больше, чем Pattern 2 (см. рисунок 3). Это значит, что Pattern 1 просто длится дольше, а значит, и звучать будет дольше. Теперь нажмите на кнопку Play. У вас должна получиться простенькая композиция. Если такая есть, значит, вы все правильно сделали.


Вот и все, вы научились простому написанию простых мелодий в FL Studio. В следующих статьях мы более подробно разберем FL Studio. Рассмотрим, как подключить сторонний инструмент, добавить эффектов и так далее. В мире музыки очень много интересного и никогда нельзя останавливаться на достигнутом.

С вами был .


RN project, 2007

Ноябрь 2007

Сайт управляется системой uCoz